; ; ; ;

«Oh Lord, won’t you buy me a Mercedes-Benz»

Женщина в баре. 1970-й год, жаркий летний вечер. История песни «Mercedes-Benz»

Бар Vahsen’s в городе Порт Честер, в часе езды на север от Манхеттена. Молодая женщина поёт, перекрывая голосом песню Beatles, звучащую из музыкального автомата. Играет «Hey Jude». Vahsen’s – типичный американский бар с удлинённой барной стойкой из тёмного дерева, барными стульями и бильярдным столом. В субботу вечером здесь довольно многолюдно. Кажется, посетителям досаждает шумная компания за угловым столиком, где четверо гостей стучат в такт пивными кружками по столу. Бармен просит их быть потише, но не хочет выгонять звёздных клиентов. Вместо этого он прибавляет громкость на музыкальном автомате.

«Hey Jude» теперь почти ревёт из динамиков. Но, кажется, это только подстёгивает молодую женщину и её спутников. «Давай, Дженис! Громче!» – кричит один из них. На дворе август 1970 года, начало девятого вечера. Молодая женщина – это Дженис Джоплин. Песня, которую она исполняет на фоне Beatles и которая так действует на нервы посетителей, ещё даже не написана. В этот вечер в баре Vahsen’s родился всемирно известный хит.

Одни утверждают, что Дженис Джоплин написала песню «Oh Lord, won’t you buy me a Mercedes-Benz» за три дня до смерти. Другие считают, что она «позаимствовала» чужой текст. Некоторые всё ещё верят, что песню заказали клиенты из автомобильной индустрии. На самом деле всё было иначе.

В песне воспевается Mercedes-Benz. Легендарный припев в стиле госпела звучит словно молитвенный призыв. Голос Дженис звучит потрясающе – скрипучий, томный, с хрипотцой, и в то же время нежный и уязвимый, её неповторимый тембр умеет передать одновременно радость и печаль. Добавьте к этому всепоглощающую страсть, благодаря которой Дженис Джоплин называют королевой блюз-рока.

Эта песня считается одним из гимнов движения хиппи. Она вдохновила людей на создание десятков кавер-версий на Apple Music и Spotify, а также таких звёзд мирового значения, как Элтон Джон и Пинк, на исполнение собственных её переложений. Пожалуй, трудно найти известного музыканта, который не исполнил бы эту песню со сцены.

Oh Lord, won’t you buy me a Mercedes-Benz?
My friends all drive Porsches, I must make amends.
Worked hard all my lifetime, no help from my friends,
So Lord, won’t you buy me a Mercedes-Benz?

Вместе с Дженис Джоплин в баре Vahsen’s были актриса Джеральдин Пейдж, её муж Рип Торн и друг Дженис – автор песен Боб Ньювирт. В тот вечер все четверо встретились в Нью-Йорке, чтобы пропустить по бокалу «маргариты» в ресторане El Quijote. Позднее тем же вечером они поехали в Порт Честер, где Джоплин и её группе Full Tilt Boogie предложили выступить со сцены The Capitol Theatre. Тогда Дженис Джоплин и Джеральдин Пейдж встретились в первый и последний раз.

Дженис восхищалась Джеральдин Пейдж, которая дважды становилась лауреатом премии «Золотой глобус», а потом и «Оскар». А сама Джеральдин была впечатлена энергетикой Дженис. Позднее, когда Боба Ньювирта попросили рассказать об их встрече, он поведал следующее: «Как только она [Дженис] увидела Джеральдин, она засияла. Пропустив пару коктейлей, они стали лучшими друзьями. В тот вечер в баре мы пили только ради хорошего настроения, но в конце концов алкоголь сделал своё дело – результатом стала песня «Mercedes-Benz». Думаю, мы просто дурачились, хотели произвести впечатление на Рипа и Джеральдин, хорошо провести время. Вот и все». Ньювирт убеждён, что если бы эти две великие женщины не встретились в тот судьбоносный вечер в баре, мы бы никогда не услышали песню «Mercedes-Benz».

Сплетни вокруг её происхождения навеяны разгульным образом жизни и сложным характером Дженис. «Секс, наркотики и рок-н-ролл – она действительно шла по жизни с этим девизом. Как-то она заявила: «Лучше я 10 лет буду на вершине, чем 70 лет сидеть в чёртовом кресле перед телевизором». Находясь в постоянном поиске удовольствий и наркотического опьянения, она не хотела учиться на своих ошибках.

В тексте песни «Mercedes-Benz» Дженис критиковала потребительское общество, но сама ездила за рулём кабриолета Porsche, раскрашенного под цвет шкуры жирафа и усеянного изображениями бабочек и сказочных пейзажей на фоне радуги. Она не ограничивала себя в потребительских желаниях и в то же время, не видя противоречия, сохраняла верность идеалам хиппи, критикуя бездумный консьюмеризм. Возможно, она предпочитала этого не замечать. Любого другого на её месте осудили бы, но Дженис была легендой.

Oh Lord, won’t you buy me a color TV? Dialing for Dollars is trying to find me. I wait for delivery each day until three,
So, oh Lord, won’t you buy me a color TV?

Сидя в баре Vahsen’s рядом с Дженис, Боб Ньювирт лихорадочно записывал слова песни на салфетках, зачёркивал фразы и тут же набрасывал новые варианты. Из динамиков гремит «Hey Jude», на её фоне Дженис Джоплин исполняет свою песню. Так родился всемирно известный хит.

Дженис Джоплин снова и снова запевает легендарный припев, в то время как Пейдж и Торн стучат и хлопают в ладоши в такт. Как только стрелка часов остановилась на девяти вечера, в баре появился менеджер Дженис   Джон Кук, который отвечал за организацию выступлений её группы. Он попросил Дженис поторопиться, напомнил, что её ждут на сцене через 15 минут. Ньювирт схватил четыре салфетки, на которых набросал текст песни, все пятеро отправились в The Capitol Theatre.

На записях с того концерта слышно, как Джоплин, появившись на сцене с небольшим опозданием, поёт «Tell mama» и «Half Moon». А затем, к удивлению публики, она заявила, что хочет исполнить новую песню: «А сейчас я хотела бы спеть песню, которая имеет для меня большое значение. Я написала её только что за столиком в баре, поэтому не помню весь текст. Так что я спою её акапулько».

Говоря «акапулько», Дженис, конечно, имела в виду «а капелла». Акапулько – так Боб Ньювирт шутливо называл исполнение а капелла, таким образом Дженис хотела сказать спасибо другу. Не исключено, что при этом она даже подмигнула ему в зале. Ему и Джеральдин Пейдж.

Oh Lord, won’t you buy me a night on the town? I’m counting on you, Lord, please don’t let me down.
Prove that you love me and buy the next round. Oh Lord, won’t you buy me a night on the town?

Закончив петь, она заявила публике: «Спасибо вам, спасибо. Знаете, это ведь даже не песня. Нас пытались заглушить с помощью музыкального автомата, но мы всё равно продолжали петь».

В интервью газете Wall Street Journal барабанщик группы Дженис – Кларк Пирсон – вспомнил об этом: «Мы не ожидали, что в тот вечер она исполнит песню «Mercedes-Benz». У нас не было нот, мы не знали, как играть. Мы не поняли, что она хотела спеть а капелла, мы переглянулись и попробовали аккомпанировать… Сначала зрители смотрели недоумевающе. Потом все заулыбались и начали хлопать в такт. Пару дней спустя она исполнила эту песню снова на стадионе Harvard Stadium. Это был её последний концерт».

В том же месяце Дженис Джоплин позвонила автору песен Майклу МакКлюру в Лос-Анджелес. Ранее Майкл написал песню, которая начиналась со слов «Ну же, Господи, купи мне Mercedes-Benz». Вероятно, это и стало поводом к кривотолкам о том, что слова песни были украдены. По словам Боба Ньювирта, Дженис уже знала эту песню на момент встречи с Джеральдин Пейдж и Рипом Торном в Нью-Йорке. Участники её группы также припоминают, что она напевала эту мелодию всё лето.

Майкл МакКлюр взял трубку. Дженис сказала, что ей нужно кое-что прояснить. МакКлюр внимательно слушал. «Дженис напела мне свою версию песни по телефону. Когда она закончила, я сказал, что мне нравится».

«Затем я отправился за лютней, присел на ступеньки и исполнил свою версию. Её версия была очень мелодичной и насмешливой, в ней было очарование загадки. Мой вариант был гораздо прямолинейнее, веселее и ироничнее. Дженис рассмеялась и сказала, что её версия ей нравится больше. Я ответил: «Хорошо, можешь исполнять свой вариант».

Никто не знает, почему МакКлюр и Джоплин в своих песнях называют именно Mercedes-Benz. Песни были написаны тогда, когда предшественник S-Класса W 109 считался мерой всех вещей. Возможно, они имели в виду этот автомобиль? Может быть, изящный спортивный кабриолет 280 SE?

В то время желание иметь цветной телевизор было у всех. Несмотря на то, что цветные телевизоры появились на американском рынке раньше, чем в Европе, немногие могли позволить себе иметь дома такое устройство.

Через два месяца после звонка Майклу МакКлюру, в октябре 1970 года Джоплин записала альбом «Pearl» в студии Sunset Sound в Лос-Анжелесе. «Pearl», то есть «Жемчужина», как Дженис сама себя называла, после её смерти стала самой популярной её пластинкой, а «Mercedes-Benz» – величайшим хитом. Любопытно, что изначально этой песни не должно было быть в альбоме. Всё случилось из-за технической проблемы 1 октября 1970 года, которая привела к перерыву в процессе записи. Дженис, которая не любила сидеть сложа руки, во время перерыва подошла к микрофону в кабинке звукозаписи и, чтобы развлечься, стала напевать новую песню. Конечно, «акапулько», топая ногами, обутыми в сандалии, и звеня серебряными браслетами на руках. Внимательный слушатель может заметить эти звуки на записи. Без инструментов, без аккомпанемента. Только Дженис Джоплин со взглядом, устремлённым вдаль. Если бы тогда в студии не велась запись на запасную плёнку, мир так и не услышал бы качественной записи «Mercedes-Benz».

Менеджер Джон Кук сказал: «Mercedes- Benz» была последней записанной песней Дженис. Три дня спустя я нашёл её тело в номере отеля Landmark Motor. Следующие несколько дней мы все пребывали в шоке. В четверг Пол Ротшильд [продюсер] дал нам прослушать всё, что было на плёнке. Это был почти готовый альбом».

Каждый раз, когда Боб Ньювирт слышит песню «Mercedes-Benz», он вспоминает о своём старом гитарном кейсе, который в последний раз вытаскивал из гаража 20 лет назад. «Он был битком набит вещами, ‐ вспомнил Боб. – Я перебрал всё содержимое и нашёл четыре квадратных салфетки, на которых я набросал текст песни «Mercedes-Benz» в 1970 году. Понятия не имею, где они сейчас».

Дженис Джоплин родилась в 1943 году и прожила всего 27 лет. Песня «Mercedes- Benz» – её завещание миру, жемчужина её коллекции.