; ; ; ;

Универсальный гранд турист

Mercedes-Benz E-Класса All-Terrain 220d едет в Выборг

Идеальному семейному универсалу E-Класса впрыснули в кровь ген кроссовера, отчего он возмужал, получил перекликающуюся с SUV марки массивную радиаторную решетку, оделся в защиту из стали и пластика, обулся в колеса с 19-дюймовыми дисками… и готов к приключениям.

Есть вещи в машинах, которые влюбляют в себя с первого взгляда. Кто-то сходит с ума по силуэту, другой теряет сон от прищура фар, третьему неуютно ни в одном кресле, кроме Того Единственного… А я запал на селектор коробки.

Минут 10 мне понадобилось, чтобы привыкнуть трогаться вперед, качнув подрулевым переключателем вниз, назад, вверх, а ставить в Parking нажатием кнопки на торце. И проездив на E-Классе All-Terrain каких-то четыре дня, еще недели две после тест-драйва в своей машине я буду тщетно включать дворники, пытаясь сдать назад. Редкий случай, когда нестандартное эргономическое решение оказывается настолько удобным и интуитивно понятным.

Наш сегодняшний квест – после Петербургского экономического форума, где публике показывали обновленный S-Класс, провести выходной в Выборге, что в сотне с лишним километров к северу. Средневековый шведский город, второй по величине город Великого княжества Финляндского, затем «южная столица» независимой Финляндии, ныне – приграничный русский город, сохранивший совершенно непривычные пейзажи, уникальный замок и парки-парки-парки… Дороги, правда, и в самом городе, и в окрестностях – на троечку, а значит, E-Класс All-Terrain точно будет в своей стихии.

Хотя даже в Питере, где тяжелое дыхание кризиса местами уже сдуло асфальт, находится работа для заботливой пневмоподвески Air Body Control, которую сразу же стоит перевести в комфортный режим и узнавать о трещинах с ямками по тихим шлепкам шин. Или вообще не узнавать, если устроить в салоне свой маленький Jazz Philharmonic Hall, организовав союз оркестра Гленна Миллера с аудиосистемой Burmester.

Слышно ли дизель? Если прислушаться, то да, но акустический комфорт ничуть не хуже, чем на бензиновых версиях E-Kласса, так что об их отсутствии для модификации All-Terrain грустить не будем. 9-ступенчатый автомат удерживает мотор в диапазоне эффективных оборотов почти на любой скорости, и под педалью всегда есть сочное мясо турбодизельного крутящего момента. Пока летим по трассе «Скандинавия» в сторону Выборга, размышляю о том, что такое настоящая универсальность. Ведь это не только форма кузова, которая позволяет положить в багажник что-то крупногабаритное, – это набор качеств на все случаи жизни, иногда – сочетание такого, что еще недавно казалось несочетаемым.

Вот, скажем, посадка за рулем. Какую выбрать? Расслабленную, чтобы отдохнуть в дальней дороге, слегка откинувшись в кресле? Или, наоборот, более собранную? Давайте и то и другое, мы же на E-Классе! Рулевая колонка выезжает невероятно далеко, и можно подобрать идеальную посадку, при которой отдыхает спина, а рукам не приходится тянуться к рулю, чтобы среагировать на дорожную ситуацию.

Впрочем, насчет всякой дорожной мелочи на All-Terrain можно не беспокоиться – универсал не теряет устойчивости и на шоссейных скоростях, хладнокровно игнорируя несовершенство асфальта, при этом будто прилипая к дороге, не раскачиваясь и не кренясь. Да, удачная пневмоподвеска – еще не воздушная подушка, но уже близко.

Слева показался пунктир разметки, фура коротко моргнула правым поворотником, сместившись в сторону асфальтированной обочины. Обгоняем ее. E-Класс так охотно следует за движениями руля, будто все это время только и ждал, когда мы начнем хоть немного активнее менять траекторию. Не провоцирует – нет, но выражает полную готовность, как хорошо воспитанная охотничья собака.

Даже жаль, что наша поездка так коротка и мы не доедем до извилистых дорожек северного Приладожья, где можно отдаться во власть идеально сбалансированной подвески, полного привода 4MATIC и турбодизельной тяги, наслаждаясь боковой поддержкой валиков кресел, так заботливо надувающихся в виражах…

Главное – перед тем как начинать мечтать о прекрасном, не забыть включить адаптивный круиз-контроль, умеющий самостоятельно замедляться перед препятствиями и затем разгоняться. Ну или хотя бы ограничитель скорости, потому что за рулем All-Terrain можно ненароком разогнаться до совершенно неприличных скоростных показателей, благо шумоизоляция не пускает в салон ни ветра, ни рева мотора, ни гула шин. Абсолютный покой.

194 силы и 400 ньютон-метров 2-литровой версии 220d мне хватало всегда и везде – что в городе, что на трассе. Хочется драмы? Тогда стоит подождать, пока в Россию приедет «старший брат» – 3-литровый турбодизель, выдающий уже 250 л.с. и 620 Hм. С таким мотором динамика будет даже избыточной, но… разве не излишествами прекрасна жизнь?

А вот и Выборг. Притормозив, проверяю, сколько нажгли по трассе. Бортовой компьютер показывает 5,5 л на 100 км. Думаю, в этот момент нужно окончательно перестать жалеть об отсутствии бензиновых моторов в гамме All-Terrain – они тут просто не нужны.

Впрочем, завидный расход – это заслуга не только мотора, но и прекрасной аэродинамики, вместе со все той же Air Body Control. На ровной дороге эта функция может опускать машину, оставляя под нижней точкой кузова 136 мм, не давая попусту жечь топливо, заодно сохраняя острую управляемость и улучшая акустический комфорт.

Насчет проходимости можно не переживать – в верхнем положении подвеска обеспечивает просвет 176 мм, а крепкий некрашеный обвес и стальная защита бампера, если случится переоценить свои силы, мужественно примут удары судьбы. Правда, мы в окрестностях Выборга, подбирая на природе места для эффектной съемки, так и не нашли мест, где для «антивандального» пластика нашлась бы работа.

Никогда не понимал, почему Gran Turismo – это исключительно большие купе. E-Класс All-Terrain на роль «гранд туриста» подходит ничуть не хуже. В дороге туда и обратно отдыхаешь, намотанные на одометр 300 км кажутся легкой прогулкой. Если что-то интересное есть вдали от шоссе, съезжаешь туда без опаски поцарапать бампер или пороги. А какое сзади пространство! Если разложить задние кресла, войдут безо всяких багажников на крыше и велосипеды, и куча вещей, а зимой – лыжи и доски. Горнолыжные курорты на Карельском перешейке восхитительны… А впрочем, это уже совсем другая история.

Выборг: русский и финский

В центре города здесь множество типичных финских домов. О шедеврах северного модерна, чудом переживших непростые времена, можно рассказывать очень долго, но мы остановимся на паре самых необычных экземпляров.

11-этажный дом страхового общества «Карьяла» на Ленинградском шоссе начали строить в 1939 году, а закончили уже в 1943-м. Сейчас дом выглядит довольно обыденно, если не знать, сколько ему лет. По меркам 1940-х это было невероятно прогрессивное строение и по совместительству – первая высотка города.

Если вы приедете в Выборг на машине, то наверняка заправитесь на Вокзальной площади (сам Финляндский вокзал необыкновенной красоты, увы, не сохранился), на самой обычной с виду заправке. А что это там виднеется на фризе крыши? Что-то знакомое... Все верно, это ракушки – символ компании Shell. АЗС тут находится с самого 1929 года, а рядом был фирменный «шелловский» автосервис. Сейчас заправка принадлежит ПТК, а вместо ремзоны – продуктовый магазин.

Выборгский замок

Один из немногочисленных полностью сохранившихся замков в России. Его башню святого Олафа в феврале 2017 года закрыли на девять месяцев на реставрацию, так что снаружи она затянута зеленой сеткой, но музей внутри открыт и заслуживает посещения.

Анненские укрепления

К северо-западу от замка расположились укрепления XVIII века, которые в какой-то степени приходятся «родней» Петропавловской крепости. Та же конструкция с бастионами и куртинами и… полное отсутствие боевой истории. Построенные для обороны от шведов, укрепления так ни разу и не были атакованы.

Парк Монрепо

Бывший скотный двор Выборгского замка Лилл-Ладугард в XVIII веке был облагорожен комендантом крепости Петром Ступишиным, а настоящий парк тут устроил президент Академии наук Людвиг Николаи, занявшийся обустройством купленной земли на пенсии. Усадьба сейчас пребывает не в лучшем виде, но парк прекрасен, а самые отчаянные могут сплавать на лодке к небольшому острову Мертвых, где расположен семейный склеп Николаи.

Где поесть?

Все главные заведения Выборга сосредоточены, конечно же, в Старом городе, где концентрация туристов максимальная. Наиболее колоритный вариант – ресторан «Круглая башня», расположенный… совершенно верно, в круглой башне. Исторические интерьеры, цены по выборгским меркам сильно выше среднего, но московского или питерского туриста вряд ли впечатлят.

Буквально напротив, на Рыночной площади, есть заведение «Суши Панда», которое удивляет при весьма скромном интерьере и более чем умеренных ценах отменным качеством роллов.

Если продует на выборгских ветрах, то прямо у Крепостного моста, который ведет к замку, есть кофейня «У Кнутссона». Вполне логично, что прямо перед ней стоит памятник Торгильсу Кнутссону, шведскому основателю Выборгского замка, – установили его еще при финнах, в 1948-м демонтировали, а в 1993-м вернули на место. Кофе и десерты без откровений, но подают их красиво.

Тем, кто остается в Выборге с ночевкой, советуем заглянуть в пивной ресторан «У Борхарда» – тут можно попробовать не только привычные бельгийские сорта, но и местный, выборгский эль.

Выборг против Питера

Среди известных людей – уроженцев Выборга двое особо любят скорости – гонщик и посол Mercedes-Benz Виталий Петров, выступавший на гоночных треках под прозвищем Выборгская Ракета, и Вячеслав Екимов, глава Федерации велосипедного спорта, трехкратный олимпийский чемпион и самый титулованный российский велосипедист.

Об огромном туристическом потенциале своего города Вячеслав рассказал Mercedes-Benz:

«Выборг – мой родной город, знаю в нем каждый угол и закоулок. Уверен, что если вложить в этот город силы и средства, то из него можно сделать весьма привлекательную картинку, настоящую туристическую Мекку. Это город с западным колоритом, с уникальными улицами, домами, музеями. Вокруг – чудесная природа. Выборг находится между Питером и Финляндией, так что можно сделать так, чтобы иностранцы даже до Санкт-Петербурга не доехали, удовлетворив все свои туристические мечты в Выборге.

Моя мечта – устроить в родном городе классическую гонку по брусчатке, как ’’Париж – Рубе’’. Она соберет много людей, вся Скандинавия сможет к нам приехать».