; ; ; ;

Мощность на полную

Daimler заряжает: переосмысливаются процессы подзарядки аккумуляторных батарей и заправки автомобилей. Концерн смотрит в будущее, разрабатывая решения по обеспечению мобильности. Представляем обзор наиболее перспективных на данный момент проектов.

1. Парк электромобилей

Ни один автопроизводитель не предлагает такого широкого выбора электромобилей, как Mercedes-Benz: начиная от smart и заканчивая автомобилями S-Класса. Доступны три различных варианта электрических решений. Во-первых, полностью электрические автомобили (без двигателя внутреннего сгорания (ДВС)), такие как компактный городской автомобиль smart fortwo electric drive (четвертое поколение этих автомобилей появится на российском рынке в 2017 году) или 4-дверный компактный минивэн B 250 e Sports Tourer, который может проехать около 200 километров без подзарядки аккумуляторной батареи.

Второй электрический вариант, предлагаемый Mercedes-Benz, – это автомобили с подключаемыми гибридными установками. Аккумуляторная батарея большой емкости позволяет совершать многочисленные ежедневные поездки, используя только электроэнергию. Преимущество подключаемой схемы в том, что батарею можно подзаряжать от розетки, как в случае с полностью электрическими моделями. Для длительных поездок по городу и путешествий на дальние расстояния используется ДВС. Подключаемыми гибридными силовыми установками оборудуются многие модели со звездой Mercedes: автомобили C- и GLE-, GLC- и S-Классов.

Третий вариант электромобилей – это гибридные модели от Mercedes-Benz, где электромотор используется для поддержки работы ДВС и повышения его производительности.

Еще одна категория электромобилей работает на топливных элементах. Эта система не нуждается в длительных периодах подзарядки, поскольку автомобиль для получения электричества использует водород. Некоторые модели B-Класса F-Cell доступны в Европе и США с 2010 года. Следующее поколение таких автомобилей будет построено на базе Mercedes-Benz GLC и сойдет с конвейеров в 2017 году.

2. Производство аккумуляторных батарей

Ультразвуковая сварка, максимально точное болтовое крепление, проверка утечки гелия: изготовление аккумуляторных батарей для электромобиля требует от 21 до 26 технологических операций. На предприятии в Каменце, небольшом городе в Саксонии, этот сложный процесс занимает всего 24 минуты. Данное производство играет ключевую роль в стратегии экологических технологий Daimler. Здесь, в дочерней фирме Deutsche ACCUmotive, силами около 230 рабочих с 2012 года было изготовлено более 70 000 аккумуляторных батарей для различных электрических и гибридных моделей Mercedes-Benz и smart. Научно-исследовательское подразделение ACCUmotive располагается на отдельной площадке в городе Наберн в Швабии. Благодаря близкому расположению к лабораториям Daimler AG в Зиндельфингене и Ульме разработка технологий аккумуляторных батарей тесно перекликается с развитием автомобилестроения.

«Один из секретов нашего успеха в том, что мы вовлечены в разработку литий-ионных батарей в Наберне на самом раннем этапе, – сказал генеральный директор ACCUmotive Франк Бломе. – Затем мы осуществляем сборку прототипов, чтобы в тесном сотрудничестве с разработчиками определить наилучший способ включения аккумуляторных батарей в производственный процесс». Специалисты по аккумуляторным батареям концентрируются на трех ключевых аспектах: мощности, времени подзарядки и стоимости производства. По их подсчетам, 400-километровый запас хода и малое время подзарядки (всего 20 минут) станут реальностью в ближайшие пять-десять лет, при этом стоимость уменьшится вдвое

3. Процесс подзарядки и заправки в будущем

Большинство электромобилей нужно подключать для подзарядки к электросети. В отличие от них, автомобилю с топливными элементами для получения электричества требуется водород. Такой автомобиль можно легко и быстро заправить водородом за три минуты. Подзарядка электричеством – процесс более длительный, но доступный: в одной только Германии уже около 5600 станций подзарядки. В свою очередь, инфраструктура водородных заправочных станций только зарождается. Daimler многое делает для того, чтобы упростить автомобилистам задачу заправки и подзарядки. В частности, осенью 2015 года автоконцерн совместно с компаниями Air Liquide, Linde, OMV, Shell и Total основал совместное предприятие H2 Mobility Germany, которое ставит перед собой цель построить 400 водородных заправочных станций к 2023 году. В то же время специалисты уверены, что подзарядка автомобильных аккумуляторных батарей в будущем будет занимать всего 20 минут.

Индукционная зарядка – это еще одна инновация, которая значительно упростит процесс подзарядки. Сейчас Daimler работает над технологией, в которой используется специальная пластина для беспроводной бесконтактной подзарядки. Начало ее массового производства запланировано на 2018 год.

4. Информационные системы

Докуда я смогу доехать? Где подзарядиться? Теперь водитель электромобиля может легко найти ответы на эти вопросы с помощью таких приложений, как Charge & Pay for Mercedes-Benz, которое отображает на дисплеях устройств Apple и Android расположение ближайших станций подзарядки, контролирует процесс «заправки» электричеством и безналичный расчет. Сервис Remote Online, доступный в серийной комплектации электромобилей Mercedes-Benz, позволяет осуществлять предварительный прогрев салона автомобиля, регулировать настройки подзарядки, а также отображает запас хода, что облегчает выбор маршрута. При прогнозе запаса хода учитываются топографические данные выбранного маршрута (при движении в гору расходуется больше электроэнергии, по ровной местности – меньше, а под гору можно компенсировать затраченную энергию). Mercedes-Benz использует тот же принцип и в гибридных моделях для интеллектуального управления расходом энергии. Если спутниковые данные указывают, что приближается подъем, электромотор помогает в работе ДВС; затраченную энергию затем можно компенсировать при спуске с возвышенности.

5. Электроэнергия для домашнего использования

Мощность аккумуляторных батарей электромобилей настолько велика, что возможности их использования выходят далеко за рамки автомобильного транспорта. Специалисты Daimler по аккумуляторным батареям уже много лет изучают альтернативные варианты их применения. Например, автомобильные батареи, переделанные в стационарные аккумуляторы, можно использовать для стабилизации электросети в моменты пиковой нагрузки за счет обеспечения дополнительной емкости. Электричество в этих батареях может накапливаться с помощью фотоэлектрических систем, а затем, в пасмурные дни, расходоваться. «Поскольку в наших автомобилях используется самая безопасная в мире технология, она также подходит для применения в стационарных решениях», – отметил Харальд Крёгер, руководитель отдела по разработке электрических продуктов и электроприводов в Mercedes-Benz. То же относится и к отработавшим батареям: по истечении срока службы в автомобиле (до десяти лет) у них все еще остается около 80 процентов начальной емкости, то есть их можно использовать в течение еще десяти лет в качестве накопителей для возобновляемых источников энергии. Недавно Daimler совместно с тремя компаниями-партнерами создал крупнейшее в мире хранилище энергии из отработавших аккумуляторных батарей: батареи электрических автомобилей smart были собраны в один блок общей энергоемкостью 13 МВт•ч. Благодаря повторному использованию батарей оценка эксплуатационного ресурса электромобилей повышается, что делает их более рентабельными в долгосрочной перспективе.