; ; ; ;

Если у человека есть талант, он раскроется

Артисты балета особенно критично относятся к ошибкам, для них важна каждая деталь. О русском балете сегодня, о необходимости всегда держать себя в идеальной форме, о музыке на работе и за рулем, наконец, о том, зачем автомобилю вместительный багажник, мы поговорили с Анной Тихомировой, первой солисткой Большого театра, и ее супругом, Артёмом Овчаренко, артистом балета, премьером Большого театра, исполнителем главной роли в документальном фильме-номинанте премии BAFTA «Рудольф Нуреев. Прыжок к свободе».

Как правило, решение пойти в балет принимают не дети, а родители. Расскажите, что вас мотивировало пройти столь сложную школу?

Анна: Я родилась в творческой семье: папа – солист балета, ныне прекрасный педагог, мама – профессиональная певица. Я старалась всё повторять за старшей сестрой-балериной, вышла на сцену Кремлевского дворца съездов в 6 лет в балете «Щелкунчик». С тех пор, вот уже 22 года, я танцую на главных сценах мира.

Конечно, поначалу я не думала, что быть балериной – это сложный и кропотливый труд. Мне просто хотелось танцевать. Когда ребёнок занимается тем, что ему нравится, его не надо уговаривать это делать. Я очень благодарна родителям за то, что в трудные моменты они всегда помогали мне.

Артём: Не помню, чтобы меня долго уговаривали приезжать каждый день к балетному станку. В детстве я увидел спектакль и захотел заниматься балетом. Тогда я был впечатлён тем, что увидел и услышал: сцена, виртуозные артисты, музыка, оркестр, костюмы, декорации...

Есть мнение, что на музыкальной ниве надо быть Моцартом или Вивальди, чтобы получить работу в оркестре или сделать сольную карьеру. Расскажите, какая в этом плане ситуация в балете?

Анна: Трудом можно достичь всего, если, конечно, ты занимаешься своим делом. Признаюсь, что мне было нелегко, можно сказать, в профессии я прошла огонь, воду и медные трубы, но никогда не шла по головам, не опускалась до интриг. Я рада, что осталась человеком! Я уважаю людей, танцующих рядом со мной, работающих за сценой, за кулисами, в костюмерных цехах, в оркестре. Все они профессионалы, без них не было бы полноценных спектаклей.

Для меня театр и балет – это искусство, которому я отдала часть жизни. Было много побед, были разочарования, но рядом со мной всегда было много любящих людей, которые поддерживали. Это родные, друзья, почитатели. Они всегда помогали двигаться вперёд и не опускать руки. Из балетной Академии в театр берут лучших выпускников, это лишь одна из ступеней, которые надо пройти. Далее необходимо проявить железный характер и трудолюбие, быть терпеливой, чтобы не сломаться. Если у человека есть талант, он раскроется. Главное, в это верить и много работать.

Артём: В балете надо быть индивидуальностью. Твои возможности – лишь приложение.

Во времена СССР русский балет считался российской валютой. Сохранил ли сегодня русский балет это свойство? Как оценивают русский балет за границей?

Анна: Русский балет любят везде. У труппы Большого театра всегда фантастический успех. Люди всегда нас ждут, после спектаклей встречают с цветами и подарками. Так происходит везде – в Америке, Европе, Азии, Австралии. Никакие санкции не влияют на чувства людей. Их не обманешь. Высокое искусство объединяло, объединяет и будет объединять людей по всему миру. У нас есть почитатели, которые ездят за артистами по всему миру и знают о них всё. Пожалуй, поклонение балету можно сравнить с чувствами людей к автомобилям «Мерседес». Многие влюбленны в них, эти машины вдохновляют высоким качеством и неповторимостью. Я готова ехать на «Мерседесе» куда угодно.

Артём: Искусство не остановить границами. Русский балет востребован везде и всегда.

Считается, что балет – классика, консервативное искусство. Таков ли он сегодня на самом деле?

Анна: Балет должен развиваться. За последние годы он заметно эволюционировал: ставятся новые современные постановки, в которых гармонично сочетаются опера, балет, драматическое искусство, новые декорации, костюмы. Театр должен быть разноплановым, публика всегда ждёт чего-то нового и открыта для экспериментов, как и мы. Мне интересно работать над чем-то новым, оригинальным, открывать возможности тела, постигать философию танца. Конечно, нельзя забывать о классике. На исторической сцене Большого театра в основном идут балеты, поставленные в прошлом веке. Все они актуальны и сейчас.

Артём: Репертуар Большого театра многогранен. Безусловно, должны быть классические спектакли и современные. Для любой аудитории.

Как часто необходимо заниматься физическими упражнениями, чтобы быть в лучшей форме?

Анна: Ежедневные занятия у станка – это моё здоровье. Они дисциплинируют. Если я пропускаю урок, то чувствую себя не в своей тарелке. Я зависима от физических нагрузок, они помогают мне жить полной жизнью. Станок – это настройка организма на правильную работу в зале и на сцене.

Артём: Мне каждый день необходимо приходить к балетному станку. Наша профессия подразумевает тяжёлые физические нагрузки. Надо всегда держать мышцы и связки готовыми к работе. Чем бережнее я буду относиться к себе, прислушиваться к своему состоянию, тем дольше буду танцевать.

Если вы вдалеке от зала, но заниматься надо, как вы выходите из ситуации?

Анна: В моём арсенале есть несколько упражнений, которые помогают быть в форме всегда и везде. Например, чтобы «закачать» колени, необходимо спиной прислониться к стене и согнуть ноги, будто сидишь на стуле. В таком положении надо находиться максимально долго, пока не почувствуешь сильное напряжение. Йога помогает поддерживать хорошую физическую форму даже на отдыхе.

Артём: Я почти всегда занимаюсь. Например, на отдыхе посещаю фитнес-центры. Упражнения и физические нагрузки – это привычка, часть жизни, причём не только для меня, но и для моих коллег.

Талантливые люди талантливы во многом. Расскажите, каким творчеством вы занимаетесь кроме балета?

Анна: Мы любим петь. У Артёма это лучше получается, у него красивый тембр. Мамочка нередко присоединяется к нам, она же профессиональная певица. Я с детства люблю играть на фортепиано. Артём хорошо рисует, уже попробовал себя в качестве дизайнера – выпустил капсульную коллекцию с компанией Grishko. Я  недавно поступила на актёрские курсы Иваны Чаббак. Думаю, что для сцены мне эти навыки пригодятся.

Артём: Я ко всему отношусь творчески: кино, дизайн одежды, коллаборации... Люблю петь, ловить рыбу. Мир многогранен. Сейчас я увлечён психологией.

Балет и музыка неразрывны. Расскажите о музыке, которая с вами вне сцены.

Анна: Ежедневно на сцене и в залах мы танцуем под классическую музыку, а в автомобиле слушаем популярные хиты. Мне нравятся Адель, Стинг, Фрэнк Синатра, Майкл Бабл. Люблю слушать песни Антонова, Меладзе, Фадеева, Билана.

Что для вас автомобиль?

Анна: Автомобиль – это не только средство передвижения, но и комфорт, свобода. Мы каждый день ездим на работу, иногда стоим в пробках. Когда ты вместе с любимым человеком, тебе всё равно, где быть – на дороге или дома. В автомобиле мне комфортно: я слушаю хорошую музыку или аудиокнигу, наслаждаюсь движением.

Надеюсь, что наш следующий автомобиль будет Mercedes-Benz – качественный, надёжный, комфортный. Думаю, это будет кроссовер с высоким клиренсом и большим багажником для костюмов, пачек, чемоданов и цветов.

Артём: Я – водитель Анны – вожу ценный груз! Одно из важных для меня качеств автомобиля – вместительный багажник. В него должны помещаться цветы после спектакля и наши с Аней чемоданы. Люблю ездить в комфортабельном надёжном автомобиле. Я выбрал автомобиль со светлым салоном. В пасмурный день, а в Москве не всегда солнце, приятно садиться в такую машину.