; ; ; ;

В долине талантов

В Силиконовой долине формируется будущее мира мобильности – в Центре научных исследований и разработок Mercedes-Benz. Здесь мы побеседовали с пятью талантливыми людьми.

C соседями повезло. Съехав с трассы, мы проехали мимо небольшого офиса компании Uber, которая предлагает услуги такси, используя приложение для мобильного телефона, затем мимо офисного здания LinkedIn – социальной сети для поддержания деловых контактов. Эти компании – звёзды стартапов. Минуту спустя мы встретились с настоящей звездой – сияющей трёхлучевой, медленно вращающейся у здания Центра научных исследований и разработок Mercedes-Benz. В этом трёхэтажном сооружении со стеклянными стенами, расположенном в городе Саннивейл, разработкой технологий, концепций и дизайна средств передвижения завтрашнего дня занимаются 260 сотрудников.

В далёком 1994 году компания Mercedes-Benz стала первым автопроизводителем, появившимся в Силиконовой долине. В те времена такие проекты, как Uber и LinkenIn, невозможно было представить. «Интернет только появился, а до появления Google оставалось четыре года», – сказал Арвед Нистрой, руководитель Центра исследований в Северной Америке (MBRDNA). 47-летний Арвед не носит галстук и не сидит за дверями кабинета, обставленного мебелью из чёрного дерева. Он работает в помещении с неприметной мебелью и стеклянными стенами, некоторые из них покрыты надписями, формулами, набросками. В здании есть 3D-принтер («На случай, если срочно потребуется изготовить деталь какого-нибудь устройства», – объяснил Нистрой), а также места для игр в настольный теннис и в игровые консоли.

Средний возраст персонала – менее 30 лет, каждый сотрудник работает над подключёнными к сети автономными автомобилями будущего. Здесь были разработаны многие элементы автономного концепт-кара F 015 Luxury in Motion. Работники занимаются решением задач из области автомобилестроения. Как владельцы автомобилей смогут наилучшим образом воспользоваться возможностями персональной цифровой среды в автомобиле? Как искусственный интеллект может помочь улучшить безопасность и комфортабельность? Какие ещё новые концепции мобильности возможны благодаря интеграции в цифровую среду? Что ещё цифровой мир может нам предложить?

Там, где наступило будущее

Побеседовав несколько минут с Арведом Нистроем, начинаешь понимать, почему Силиконовая долина – это идеальное место для нахождения ответов на вопросы. Блестящие умы как магнитом притягиваются к этому месту. Нистрой в течение 20 минут может связаться, пожалуй, с любой крупной компанией в мире и ежедневно проводить встречи с другими генеральными директорами и разработчиками. У него есть возможность расплачиваться за покупки с помощью функции распознавания лиц Google и лично опробовать другие перспективные решения. «Здесь люди открыты новому», – считает Нистрой. Его и команду мотивирует на новые свершения близость конкурентов.

Кэл Мос. Миссия: интеллект

В комнате, которую все называют «шоколадной лабораторией», не найдёшь и кусочка шоколада. Может быть, кто-то когда-то любил приносить сюда шоколад, вот и прицепилось название. Сегодня первое, что бросается здесь в глаза, – клоунская маска на вешалке. На столах можно заметить «алкодозатор» – несколько перевёрнутых вверх дном бутылок на деревянной подставке. Это приспособление должно наливать порции горячительной жидкости. Стоит отметить, что употреблять крепкие напитки на рабочем месте нельзя даже в неофициальной обстановке Силиконовой долины. На самом деле «алкодозатор» служит подставкой для планшетного компьютера. Каждый забредший сюда гость может помочь усовершенствовать искусственный интеллект устройства.

Цель: автомобили ещё умнее

Работающим здесь ребятам по душе смесь интеллектуальности и причудливости. Они щеголяют в футболках с изображениями далёкого космоса и собирают волосы в хвост. Здесь имеет значение то, что у вас в голове, а не на ней. Все усилия преследуют единственную цель: как сделать технические системы умнее, как усовершенствовать их, чтобы они могли учиться самостоятельно.

Кэл Мос, вице-президент подразделения подключённых автомобилей, пользовательских интерфейсов и телематики, руководит отделом, в котором работают молодые сотрудники из «шоколадной лаборатории». О предназначении «алкодозатора» он не распространяется, предпочитает говорить о более серьёзных вещах. «В числе прочего эта команда разработала приложение Companion, – сказал он, – которое «Мерседес» использует, чтобы расширить функцию навигации: узнать, где находится твой автомобиль, можно, взглянув на умные часы. Навигационная система Companion покажет пеший маршрут до транспортного средства».

Мос и его команда, состоящая из 100 человек, занимаются в основном совершенствованием искусственного интеллекта и взаимодействием с клиентами. Одна из функций отдела – предоставление технологий и программных кодов другим отделам и сотрудникам в Саннивейл, таким как Мэгги Уэйс (см. ниже), чтобы и они сделали вклад в процесс разработки. «Когда в понедельник утром вы садитесь за руль, автомобиль уже должен быть в курсе, чего вы хотите, – сказал Мос. – Он должен знать, куда вы направитесь, уметь настраивать вашу любимую радиостанцию, устанавливать комфортную для вас температуру и предлагать сделать звонки, которые вы обычно совершаете во время поездки». Мос считает, что скоро такой искусственный интеллект появится в автомобилях Mercedes-Benz. Действия автомобиля будут основываться на данных, собранных за последние пять недель, о ваших обычных действиях по понедельникам. Система также будет учитывать данные из внешних источников, таких как записи в дневнике смартфона, информация о дорожном движении, прогноз погоды.

Научная фантастика становится реальностью

Мос раздумывает о возможности сочетания функций различных датчиков. «Сегодня голосовой контроль в автомобиле работает так, словно вы разговариваете со слепым, – считает Мос. – Если подключить микрофон к камере и ряду датчиков, добавить машинное самообучение, то появится множество возможностей. Например, увидев в окно магазин, вы сможете узнать у автомобиля, до которого часа работает этот магазин». Мос и его команда уже доказали – это не научная фантастика: экспериментальный автомобиль F 015 с помощью комбинированной работы датчиков демонстрирует, как, используя искусственный интеллект, всё лучше понимает водителя.

Мэгги Уэйс. Миссия: упрощение

Те, кто приходят с визитом к Мэгги Уэйс, могут натолкнуться на запертую дверь. В отдел проектирования пользовательского интерфейса, которым руководит 43-летняя Мэгги Уэйс, посторонним вход воспрещён. Здесь повсюду на стенах проекты салонов автомобилей, экранов и цифровых приборов, которые появятся в будущем.

Над чем вы сейчас работаете?

В основном над трёхмерными маршрутными картами, которые играют важную роль в автомобиле. Водитель должен с лёгкостью читать их. Мы хотим максимально упростить навигацию, этим занимается отдел проектирования пользовательского интерфейса.

Можно ли улучшить современные цифровые карты?

Мы делаем их более интуитивно понятными. С помощью динамических камер и интеллектуальных программных решений мы можем изменить подход к проектированию карт, а также взаимодействию с клиентом. Управляя данными, мы можем их индивидуализировать. К примеру, если вам нужен какой-то конкретный магазин, то карта изменится таким образом, чтобы вы видели только необходимую на данный момент информацию. Это позволит снизить уровень сложности и быстрее найти место назначения. Карты будут лучше оформлены. В течение долгого времени дизайн карт был ограничен технологическими возможностями. Теперь мы сможем в полной мере применить наш язык дизайна при создании карт.

Нужны ли будут маршрутные карты, когда автомобили станут автономными?

Разумеется, да, но их роль изменится. Они будут применяться не только для навигации, но и для нахождения интересных мест. Карты получат развлекательную функцию, это поставит новые задачи перед разработчиками.

Над какими основными проблемами работает отдел проектирования пользовательского интерфейса?

Одна из главных целей – снизить уровень сложности. Сначала казалось, что «оцифровка» всё усложняет. С появлением новых технологий на базе искусственного интеллекта и машинного обучения мы теперь можем повысить уровень удобства для пользователя. Голосовой и жестовый контроль играют здесь ключевую роль. Наша цель – добиться естественного взаимодействия между технологиями и людьми, причём не только водителями и пассажирами. Отдел проектирования пользовательского интерфейса думает и о людях за пределами автомобиля. Например, экспериментальный автомобиль F 015, разработанный здесь, в Саннивейл, проецирует на дорогу «зебру», чтобы пешеходы знали, что можно перейти дорогу.

Как выглядит идеальный салон автомобиля?

В его конструкции и отделке будут использованы природные материалы. Технологии будут более продвинутыми и станут незаметны. Вместо отдельных мониторов и переключателей весь салон станет пользовательским интерфейсом. Именно к такому будущему мы прокладываем путь.

Рашек Зариф. Миссия: оперативность

Подчинённые Рашека Зарифа всегда находятся перед его глазами: небольшой стол в офисе уставлен миниатюрными фигурками Lego. Каждая фигурка – образ одного из сотрудников.

Типичная для Силиконовой долины эксцентричность: кто-то носит костюмы супергероев, кто-то выгуливает кота, а кто-то смотрит в телескоп. Lego-версия Зарифа держит в руках крендель. «В моей команде очень разные люди, – отметил Зариф, разглядывая миниатюрные фигурки сотрудников, среди которых океанограф, эксперт по энергоснабжению и основатель стартапа в Мексике. – Нам нужны люди с различным опытом, не относящимся к автомобильной отрасли, чтобы стимулировать новаторское мышление и изменить текущее положение дел».

Ищите плюсы

Неожиданно для всех каршеринг стал очень популярен в крупных городах. 34-летний Зариф, возглавляющий отдел бизнес-инноваций в Саннивейл, решил обратить внимание на менее населённые пригородные районы. Его отдел создал транспортный сервис Boost для перевозки детей. Дело не пошло. Клиенты пользовались этой услугой только три часа в день – после уроков, чтобы отвезти детей на секцию футбола или другие кружки. Этого недостаточно, чтобы организовать прибыльный круглосуточный бизнес. Несмотря на неудачу, идея проекта Boost оказалась полезной. Программная платформа в его основе была так хороша, что Daimler теперь сдаёт её в аренду другим поставщикам услуг по перевозкам. «В Силиконовой долине мы ищем плюсы в неудачах, – сказал Зариф. – Из 100 идей, придуманных двадцатью моими сотрудниками, серьёзно рассматриваются десять, пять подробно изучаются, только одна доходит до этапа пилотного проекта. Только тогда принимается решение, начинать ли официально разрабатывать идею или отбросить её в сторону».

Уже несколько месяцев Mercedes-Benz обкатывает в Калифорнии идею, которая прошла все этапы строгого отбора. В сотрудничестве с нью-йоркским стартапом Via подразделение проводит пробную реализацию сервиса совместного использования такси в пригородных районах. Малотоннажные автомобили Mercedes-Benz Metris подбирают клиентов и высаживают их по нужным адресам, придерживаясь оптимального маршрута для всех пассажиров. Такая услуга скоро будет доступна в Европе по фиксированной ставке (около 3 евро).

«Скоро», «сегодня», «завтра» – эти слова часто произносят, когда говорят о проектах Зарифа. Отдел бизнес-инноваций занимается обеспечением оперативности. Зачастую его команда может довести идею до ума и реализовать её в течение 40 дней. Иногда они занимаются стимулированием сторонних проектов. Например, сейчас команда Зарифа помогает немецким коллегам из Accumotive обеспечить плацдарм для бизнеса «Мерседес-Бенц» по накоплению и хранению электроэнергии в бытовом секторе в США.

 

Эрик Ларсен. Миссия: люди

Офис Эрика Ларсена будто перенесён сюда из расположенного рядом Стэнфордского университета. Позади рабочего стола Эрика стена, заставленная книгами – работами по социологии и экономике. Ларсен имеет степень доктора социологии и возглавляет группу по исследованию общества и клиентов в MBRDNA. Он и его команда внимательно следят за тенденциями в американском обществе и поведением людей. Цель отдела – прогнозирование будущего автотранспорта.

Г-н Ларсен, что типично для американского общества?

Демографические особенности очень отличаются от ситуации в Европе или Японии. Население моложе, детей гораздо больше, очень разнообразный этнический состав. Ещё одна ключевая особенность: США – это страна жителей пригородов.

В чем польза таких исследований?

Они очень важны для понимания поведения, связанного со средствами передвижения. Большим семьям нужны большие автомобили. Большинство людей живут в пригороде, где почти нет общественного транспорта, поэтому собственные машины всегда востребованы и часто эксплуатируются. Эта особенность натолкнула нашего коллегу Рашека Зарифа на новые идеи в области услуг по обеспечению мобильности (примеры см. выше).

Может ли кардинально измениться поведение клиентов по отношению к средствам передвижения?

Автомобили останутся основным видом транспорта. Но текущие модели собственности могут сильно измениться с появлением первых полностью автономных транспортных средств. Например, автомобиль, в который вы погружаете мебель при переезде, не обязательно будет везти только ваши вещи.

Говорят, что современная молодежь не стремится к покупке личного автомобиля. Это миф, к реальности не имеющий никакого отношения. По крайней мере, в США. Мы досконально изучили эту тему. Поколение Y хочет владеть автомобилями и покупает их.

Помогает ли вам то, что вы работаете в Силиконовой долине?

Да, атмосфера здесь вдохновляет. Технологии, экологическая политика, использование электроэнергии, покупательское поведение, поведение клиентов в сфере транспорта. Всё здесь направлено в будущее.